Студийная фотография

www.fotopositiv.ru

Первая "зеркалка". Часть первая

Данная статья предназначена для тех, кто только вчера приобрел свою первую в жизни цифровую зеркальную фотокамеру и сразу же растерялся. Действительно, разница между "мыльницей" и "зеркалкой" разительна, стоит ли заглянуть в меню. Множество незнакомых функций, огромное количество значков и циферок на ЖК-экране, целый набор режимов съемки, каждый из которых требует более или менее тонкой настройки - все это поначалу действительно пугает.

В принципе, можно на несколько дней засесть за чтение толстой инструкции и постепенно познать все возможности Вашего аппарата. Скажу сразу, что, по моему мнению, это не самый лучший выход. Дело в том, что на чтение инструкции действительно уходит очень много времени. Плюс к этому, там объясняются ВСЕ функции, даже те, которыми Вы, возможно, никогда не воспользуетесь.

Как пользоваться зеркалкой. Главный совет, который можно дать всем начинающим фотографам - больше практики, меньше теории. Вы должны чувствовать Вашу камеру, привыкнуть к ней, тогда различные значения выдержки и диафрагмы вскоре перестанут быть для Вас просто непонятными цифрами. Что касается режимов фотосъемки, начните с наиболее легких (автоматических и полуавтоматических) режимов, и только потом переходите на полностью ручную настройку.

Итак, для того, чтобы уже в первый день у Вас получались качественные четкие снимки как на улице, так и в помещении, Вам нужно освоить лишь несколько ключевых понятий:

  1. Выдержка (см. фото: на экране камеры отмечена красным кругом)
  2. Диафрагма (см. фото: на экране камеры отмечена зеленым кругом)
  3. ISO (см. фото: на экране камеры отмечена желтым прямоугольником
  4. Баланс белого
  5. Три основных режима фотосъемки: P, A (Av), S (Tv) (см. фото: на экране отмечен синим прямоугольником)

Выдержка. Выдержка - это интервал времени, за который створки затвора успевают открыться и закрыться (при этом Вы слышите быстрый или медленный характерный щелчок внутри камеры). Чем больше выдержка, тем больше света попадет на светочувствительный элемент фотоаппарата, тем, грубо говоря, светлее будет фотография в темной комнате. Однако, не все так просто. Выдержку нельзя увеличивать бесконечно, так как, во-первых, значение выдержки обычно ограничивается 30 секундами максимум, а, во-вторых, выше определенного значения Вы просто не сможете снимать "с рук" (потребуется штатив). Максимальное значение выдержки, при котором на качестве снимка не будет сказываться тряска фотоаппарата в руках, это - 1/30 (одна тридцатая секунды) или максимум 1/20 (если у Вас крепкие руки, и Вы не дышите:). Поэтому, если Вы снимаете в плохо освещенном помещении (или ночью на улице), то или выставляйте выдержку менее 1/30 , или устанавливайте камеру на устойчивую поверхность, которая будет служить Вам штативом (Кстати, выдержка может записываться в виде 1/150 - что будет означать, что затвор срабатывает за одну сто пятидесятую долю секунды, или в виде 2", что будет означать, что затвор срабатывает в течение 2 секунд).

Диафрагма. Это устройство, которое позволяет регулировать относительное отверстие объектива и, следовательно, количество проходящего через него света. Здесь тоже все очень логично: чем больше отверстие, тем больше света попадет на светочувствительный элемент, тем светлее станет снимок, сделанный в темном помещении. Что касается условных обозначений на экране камеры, то чтобы найти диафрагму, ищите значение с буквой f (например, f5.6). Здесь действует обратная зависимость: чем больше число, которое Вы видите, тем меньше отверстие и, следовательно, меньше света проходит через объектив. То есть при значении f2.8 диафрагма открыта, скорее всего, на максимум, а при f30 - она наоборот закрыта на максимум (проникает ничтожное количество света). Кстати, диафрагму нельзя открывать до бесконечности, у каждого объектива есть свой предел. Например, f 3.5 - это стандартное значение для китового объектива (в названии: Canon EF-S 18-55 f/3.5-5.6 IS), f1.4 - это уже светосильный объектив (в названии: Canon EF 50 f/1.4 USM).

Итак, если условия освещения оставляют желать лучшего, то открывайте диафрагму максимально, насколько это возможно. Кстати именно открытая диафрагма (f3.5, f2.8 и более) дает тот самый "размытый фон" на портретных снимках (см. Глубина резкости). Но если Вы снимаете группу людей, находящихся на разном расстоянии от вас, то здесь этот самый размытый фон будет неуместен, так как наша задача - получить четкое изображение как переднего, так и заднего планов. Поэтому в данном случае следует выставлять диафрагму на значении f8.0 и менее.

Режимы фотосъемки. Режим выбирается с помощью специального колесика, установленного на верхней панели камеры (как правило, колесико выбора режима на всех аппаратах мало отличается друг от друга).

Режим P (Программный автоматический режим). Это немного лучше, чем полностью автоматический режим, так как здесь Вы сможете самостоятельно управлять комбинацией выдержки и диафрагмы. Выражаясь простым языком, Вы регулируете ползунок экспозиции вправо-влево, что буквально соответствует командам "хочу светлее(+)"-"хочу темнее".

Режим A (Av) (Приоритет диафрагмы). Очень полезный полуавтоматический режим. Идея проста: выбираем только значение диафрагмы, а значение выдержки выставляется автоматически. Очень удобно пользоваться таким режимом, когда большое значение играет именно диафрагма. Например, если Вы задумали снимать ночной город и хотите получить вместо светящихся уличных фонарей красивые "звездочки" (см. фото), то экспериментировать Вы будете именно с диафрагмой (выставляйте значение диафрагмы на f22 и менее и обязательно используйте штатив).

Режим S (Tv) (Приоритет выдержки). Это тоже полуавтоматический режим, в котором Вам предлагается самостоятельно выбрать лишь значение выдержки (значение диафрагмы выставляется автоматически). Скорее всего, этим режимом Вы будете пользоваться чаще всего. Научиться правильно выставлять значение выдержи можно лишь с опытом. Поэтому как можно больше снимайте в различных условиях освещения. Хорошей подсказкой здесь станет ползунок экспозиции, который при правильно выбранной выдержке будет находиться на отметке 0 (ноль). Если ползунок будет уходить влево, то снимок получится темным, вправо - могут появиться "пересветы".


Автор: Галетич Юлия
Дата публикации: 23.12.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена





Добавить комментарий
Лариса 06.05.2018 08:28
Огромное спасибо за очень доступное изложение настроек Всё очень понятно
Макс 11.01.2014 11:28 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Большое спасибо !Хоть кто-то доступно объяснил!!!!!
Иван 08.10.2012 13:56
Ольга, спасибо что написала модель зеркалки, с которой ты не знаешь проблем.
Ольга 05.09.2012 13:16
Недавно купила себе зеркалку кэнон и горя не знаю )) Где я с ней только не лазала: на природе, на пляже, в гостях снимала... Фотки получаются просто шикарными )) Кстати подводные кадры тоже весьма неплохие даже через мягкий бокс Ева-Марин все отлично видно, да еще фотаю со вспышкой все объекты в виде кораллов и рыбок получаются четкими )))